Умение правильно говорить – является одним из наиболее важных элементов психического развития человека. Но становление этого навыка может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что речь тесно связана с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

Само понятие «возрастные нормы речевого развития детей» включает в себя не только количество выговариваемых ребенком слов и их правильное произношение. Сюда же относится и умение составлять словосочетания, предложения, распознавание местоимений, изменение слов по падежам, умение связно пересказать рассказ, сказку.

Важна также оценка словарного запаса ребенка – необходимо учитывать количество как активных (которыми он пользуется), так и пассивных форм (не пользуется, но понимает).

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте.

К концу 1-ого – началу 2-ого года ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи.

Около 1,5-2 лет дети начинают говорить отдельными короткими фразами.

Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания.

К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов,

а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук – неправильный и достаточно трудно поддается исправлению. Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.

В период  с  3 до 4 лет – словарь возрастает от 800 до 1900 слов.

К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

Нормы появления звуков в речи ребенка:

На этапе первых слов и первых фраз мы не заставляем малыша произносить все звуки четко. Мы добиваемся правильного произношения звуков «раннего онтогенеза», т.е. звуков, которые у ребенка уже должны были сформироваться в этом возрасте.

Специалистами определена  следующая норма появления звуков в речи ребенка:

  • 1-2 года: гласные а, о, э; согласные б-бь, п-пь, м-мь;
  • на 3-ем году жизни: гласные ы, у, и; согласные в, ф, т, д, н, к, г, х и их мягкие пары;
  • 3-4 года: с-сь, з-зь, ц;
  • 3-5 лет: ш, ж, ч, щ;
  • 5-6 лет: л-ль, р-рь.

В норме к 6 годам дети правильно произносят все звуки в составе слов и предложений.

Таким образом, онтогенез появления согласных звуков в речи выглядит так: п, б, м, н, в, т, д, к, г, ф, х, с, з, й, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.

Если у ребенка формируется искаженное произношение звуков (например, горловой звук р или межзубный с), если ребенок шепелявит, заикается или картавит, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Искаженный звук не должен укрепляться в речи.

Возрастные нормы речевого развития детей
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно – появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.
К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это – существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия “здесь” и “сейчас”; прилагательные “большой” и “маленький”, реже – глаголы, личные местоимения.
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т’], [д’], [с’], [з’]. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: “ко” или “моко” вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: “Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!”.
К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).
Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.
К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: “Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные”, рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.
К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.
Яндекс.Метрика